Несколько приёмов, которые могут помочь детям научиться определять твёрдость звука:
- Определение положения звука в слове. 1 Если звук первый, то он стоит в начале слова, если звуком заканчивается слово, то он находится в конце, в остальных случаях — в середине слова. 1 Например, звук «К» в слове «кот» — в начале, в слове «ток» — в конце, в слове «морковь» — в середине. 1
- Игра «Скажи наоборот». 1 Нужно произнести любой твёрдый согласный звук, например, «МА», а ребёнок должен ответить противоположным по твёрдости/мягкости звуком, например, «МЯ». 1
- Игра «Доскажи слово». 12 Нужно подобрать слова, заканчивающиеся на определённый звук, и предложить ребёнку закончить слово и определить, какой звук — твёрдый или мягкий. 12
- Игра «Эхо». 2 Дети по очереди произносят мягкие слоги, а «эхо» вторит им твёрдо. 2 Ребёнок, выполняющий роль «эхо», должен произносить нарочито твёрдо, «пугающе». 2
- Игра «Слова-озорники». 2 Нужно продемонстрировать парные картинки, различающиеся звуками по твёрдости/мягкости, например, «лук» — «люк». 2
- Использование цветных букв. 5 Твёрдые согласные обычно имеют синий цвет, а мягкие — зелёный. 5 Красный используется для обозначения гласных. 5
- Разбор слогов. 5 Нужно попросить ребёнка определить, какие характеристики приобретает согласный звук в разных слогах. 5