В начальной школе сочинение обычно оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 14
Некоторые подходы к оценке содержания сочинений в начальной школе:
- Соответствие теме и основной мысли. 14 Учитывается, полнота раскрытия темы, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения и выводы. 1
- Последовательность и логика построения. 1 Оценивается обоснованность и аргументация изложения. 1
- Тип речи, жанр, стиль. 1 Проверяется, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачам раскрытия темы сочинения и ситуацией, уместны ли элементы изобразительности и художественности. 1
- Размер сочинения. 1 Учитывается количество слов и предложений, лаконизм или многословие. 1
- Лексика. 1 Оценивается правильность её употребления, разнообразие, наличие или отсутствие слов с оттенками значений, использование синонимов, антонимов и т. д.. 1
- Синтаксис. 1 Оцениваются размеры предложений, разнообразие или единообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы. 1
Некоторые подходы к оценке речевого оформления сочинений в начальной школе:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи. 5 Показателями богатства речи являются большой объём активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. 5
- Стилевое единство и выразительность речи. 5 Показатель точности речи — умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. 5
- Правильность и уместность употребления языковых средств. 5 Показатель точности речи зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). 5