Некоторые подходы к обучению составлению тезисов и конспектов:
- Метод предложений. 1 Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. 1 Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера. 1
- Метод индексов. 1 Схематическая запись информации. 1 При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. 1 Каждый объект имеет для автора определённое значение, несёт понятную ему смысловую нагрузку. 1
- Метод течения. 1 Позволяет обеспечить максимальное усвоение материала в ходе урока при минимальном количестве записей. 1 Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. 1
- Метод интеллект-карт. 23 Заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. 3 Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). 3
- План-конспект. 5 За его основу берётся состоящий из нескольких позиций план, который обычно озвучивается лектором в начале занятия либо самостоятельно составляется до прочтения книги. 5 Каждая строчка такого плана затем раскрывается в основном содержании. 5
- Схематический план. 15 Включает вопросы, соединяющиеся друг с другом по смыслу. 5 Под каждым из них в ходе прочтения книги или прослушивания лекции приводится несколько определённых ответов. 5
- Текстуальный конспект. 5 Подходит для работы с книгами. 5 Он составляется из цитат первоисточника и дополняется тезисами и терминами. 5
При составлении конспектов также рекомендуется использовать сокращения и условные обозначения, выделять главное с помощью цвета и визуальных элементов 245.