Некоторые подходы к изучению стилей классного руководства:
- Личностный подход. 4 Упор делается на личностных качествах руководителя. 2 Например, Н. В. Ревенко считает, что стиль руководства — это интегративная характеристика деятельности, в которой отражаются личностные качества, взаимоотношения с подчинёнными и особенности деятельности. 1
- Поведенческий подход. 4 Рассматриваются предпочитаемые методы управления. 1 Так, авторитарному стилю руководства соответствует группа командных методов, демократическому — договорные и социально-психологические методы, а попустительский стиль характеризуется бессистемностью в выборе методов управления. 1
- Ситуационный подход. 4 Учитывается конкретная ситуация и необходимость гибкого построения взаимоотношений с подчинёнными с учётом внешних условий. 2
- Ценностный (трансакционный) подход. 4 Акцент делается на межличностном взаимодействии между классным руководителем и учащимися на основе взаимного обогащения и развития взаимоотношений в процессе совместной деятельности. 4
- Транзакционистский подход. 5 Руководство рассматривается как процесс взаимодействия, понимаемый как социальный обмен между руководителем и подчинёнными. 5
Также существует классификация, предложенная немецким психологом Куртом Левиным, в основе которой — взаимодействие педагога с учащимися. 1 Выделены три стиля руководства: авторитарный (императивный), демократический (сотрудничающий) и либеральный (попустительский, нейтральный). 1