Обычно сочинение по русскому языку в школе оценивают двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 34
Оценка содержания и речевого оформления: 1
- «5» ставится, если полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. 1 Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. 1 Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. 1
- «4» ставится, если достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. 1 В работе допущено не более трёх ошибок (содержательных или речевых). 1
- «3» ставится, если тема раскрыта недостаточно полно, нарушена логика и последовательность изложения мысли. 1 Допускается наличие 4–6 ошибок (содержательных, речевых). 1
- «2» ставится, если имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь. 1
Оценка грамотности: 1
- «5» — допускается 1–2 исправлений. 1
- «4» — допускается 1–2 орфографических ошибки, 1 пунктуационная. 1
- «3» — допускается 3–6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки. 1
- «2» — допускается 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. 1
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. 34 В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. 34