Некоторые методы управления вектором тяги в ракетных двигателях твёрдого топлива (РДТТ):
- Использование поворотного сопла. 1 Сопло соединяется с корпусом двигателя через жидкий шарнир, что позволяет отклонять его в двух плоскостях (по тангажу и рысканию) на определённый угол. 1
- Применение газодинамических рулей. 1 Они проектируются с учётом изменения направления вектора тяги для управления полётом ракеты. 1 Рули устанавливаются на выходе из сопла, что приводит к повороту реактивной струи. 1
- Впрыск жидкости. 2 Сопло ракеты остаётся неподвижным, а жидкость вводится в поток выхлопных газов из форсунок, установленных вокруг кормовой части ракеты. 2 Если жидкость впрыскивается только с одной стороны ракеты, это изменяет сторону выхлопного шлейфа и приводит к различной тяге с этой стороны. 2
- Использование качающихся сопел. 5 Качающееся сопло имеет подвижное соединение в сужающейся части сопла, а поворотное — в зоне камеры сгорания. 5 Сопла могут поворачиваться от среднего положения на угол до 8–10° в одной или взаимно перпендикулярных плоскостях. 5
- Применение вращающихся управляющих сопел. 3 Они позволяют изменять направление вектора тяги относительно оси ракеты за счёт несовпадения направления вектора тяги с осью вращения сопла. 3
Выбор способов и методов управления вектором тяги РДТТ является сложной технической задачей, которая решается на этапе проектирования двигателя. 1