Некоторые методы развития рефлексии у педагогов:
- Акмеологические методики. 1 Например, «Свободное рисование», «Строительство ступенек развития», «Осознание индивидуальных символов самоусовершенствования». 1 Они направлены на саморазвитие и раскрытие творческого и личностного потенциала педагога. 1
- Итоговая рефлексивная беседа. 1 Участники анализируют прирост собственных представлений после работы в группах. 1
- Методический приём «Кластер». 1 Посреди страницы вписывается название, графически оформляется содержание и анализируются полученные результаты. 1
- Методика «Заверши предложение». 1 Участникам предлагается завершить предложения. 1 Затем они озвучиваются, обсуждаются и дополняются. 1
- Методика «Рефлексивный круг». 1 Задаётся план высказываний, например: «Оцените уровень своих знаний; раскройте причины таких знаний». 1 Участники высказываются, ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая поступившую информацию. 1
- Методика «Обсуждение тезиса». 1 Ведущий предлагает для обсуждения тезис, коллективно обсуждается этот тезис, приводятся аргументы. 1
- Методический приём «Список затруднений». 1 Предлагается составить список тех вопросов, которые являются наиболее трудными для понимания. 1 Затем озвучиваются возможные затруднения и пути их преодоления. 1
- Регулярное ведение рефлексивного дневника. 2 В нём фиксируются события профессиональной жизни, которые становятся предметом дальнейшего анализа и осмысления. 5
Методы развития рефлексии у педагогов можно условно разделить на индивидуальные и групповые. 4 К индивидуальным методам относятся метод «портфолио», метод «эссе», дневники самонаблюдений и другие. 4 К групповым методам относятся кейс-метод, метод проектной деятельности, рефлексивный тренинг и другие. 4