Некоторые методы различения похожих звуков в русском языке:
- Проработка артикуляции звука. 15 Используют зрительное, слуховое, тактильное восприятие и кинестетические ощущения. 15 Например, при произнесении звука [б] губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. 5
- Выделение звука в слоге. 14 Учат выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. 14
- Формирование умения определять наличие звука в слове. 15 Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. 5 Дети на слух должны определить, есть ли в слове данный звук. 5
- Определение места звука в слове. 15 Учат определять, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5
- Выделение слова с заданным звуком из предложения. 3 Например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук. 3
- Использование игр. 14 Например, игра «Пианино», где нужно имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще. 14
- Задания с чистоговорками и поэтическими произведениями. 5 Диалоги и стихи насыщены изучаемыми звуками, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). 5
Особенно важно различать фонетически близкие звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав. 25