Для преподавания отрицательных частиц в начальной школе можно использовать следующие методы и упражнения:
- Игра «Посчитай количество слов». 5 Ученикам дают задание посчитать количество слов в тексте с учётом всех частей речи. 5 Цель упражнения — развитие внимания детей к служебным частям речи. 5
- Игровое задание «Наборщики». 5 Детям дают деформированные предложения без предлогов, союзов и предлагают восстановить их первоначальный вид, вставив пропущенные служебные слова. 5 Упражнение развивает умение использовать служебные слова в речи, формирует представление об их роли в организации предложения. 5
- Упражнение «Назови служебные слова». 5 В определённом тексте ученик должен назвать только служебные слова. 5 Задание учит опознавать такие слова в высказывании и отличать их от полнозначных лексем. 5
- Задание «Распредели слова по группам». 5 Ученики должны отнести служебные лексемы к соответствующей группе — предлоги, союзы или частицы. 5 Упражнение способствует формированию умений дифференцировать служебные слова. 5
- Упражнение «Слитно или раздельно». 5 Ученикам предлагают записать текст, раскрывая скобки, и выбрать правильное написание полнозначных лексем с предлогами, а также верно записать приставки. 5 Задание формирует умения разделять предлоги со словоформой на письме пробелом. 5
Также при изучении отрицательных частиц в начальной школе могут использоваться наглядно-образный, частично-поисковый, проблемный методы обучения. 1