Методы познания в современном обществе можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические. 1
Эмпирические методы направлены на выявление объективных фактов и их очевидных связей. 1 К ним относятся:
- Наблюдение. 12 Исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы. 1
- Измерение. 12 Исследователь получает численные характеристики объекта и сравнивает его свойства с образцовыми значениями. 1
- Эксперимент. 12 Исследователь намеренно создаёт особые условия и далее изучает объект, который помещает в них. 1
- Классификация. 1 Исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам. 1
- Систематизация. 1 Исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности. 1
- Описание. 1 Исследователь фиксирует сведения об объектах и данные наблюдений с помощью естественного или искусственного языка. 1
- Сравнение. 1 Исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов. 1
Теоретические методы направлены на выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения. 1 К ним относятся:
- Исторический метод. 1 Исследователь изучает историю во всей её полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность. 1
- Восхождение от конкретного к абстрактному. 1 Метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи. 1
- Формализация. 1 Построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов. 1
- Математизация. 1 Применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют. 1
Также существуют общенаучные методы познания, среди них:
- Анализ. 14 Деление объекта на составляющие и подробное изучение. 1
- Синтез. 14 Воссоздание целостной картины из отдельных деталей. 1
- Аналогия. 14 Приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. 1
- Конкретизация. 1 Более глубокое изучение определённых свойств. 1
- Абстрагирование. 1 Изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других). 1
- Индукция. 13 Умозаключения, которые направлены от частного к общему. 1
- Дедукция. 13 Умозаключения, которые направлены от общего к частному. 1
- Идеализация. 1 Создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера. 1
- Моделирование. 14 Создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте. 1