Некоторые методы повышения эффективности групповой работы в образовательных учреждениях:
- Обучение в командах. 3 Ученики работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять её содержание. 3 Затем они выполняют индивидуальные работы, при этом помощь друг другу исключается. 3
- Метод учебного турнира. 3 После изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. 3
- Метод кооперативного взаимообучения. 3 Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся. 3 Это может быть взаимопроверка самостоятельных работ, совместное выполнение домашних заданий, пересказ изучаемого материала и т. д.. 3
- Метод группового исследования. 3 Группы, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. 3
- Метод «кооп-кооп». 3 Каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. 3 После формирования окончательного доклада спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учётом изменений и корректив, внесённых членами группы и учителем) — перед всем классом. 3
- Лабораторный метод. 3 Цель учителя — создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу в группах, укомплектованных по случайному признаку. 3
Для успешной организации групповой работы также важно учитывать уровень образовательных возможностей учащихся, особенности состава группы, распределять роли между участниками, организовывать коммуникацию в группе и между группами и анализировать способ деятельности. 1