Некоторые методы организации системы самоуправления в школе:
- Метод убеждения. 1 Воздействует на сознание, используется в различных формах: внушении, повествовании, диалоге, личном примере, совместном обсуждении проблем. 1
- Метод упражнения. 1 Оказывает влияние на поведение воспитанников, организует их деятельность, стимулирует её познавательные мотивы. 1 К таким методам относятся педагогические требования, которые предъявляются в прямой и косвенной форме. 1
- Метод перспективы. 1 Стимулирует общественно полезную деятельность путём постановки увлекательных значимых целей, так как достижение их становится личным стремлением, деланием и интересом. 1
- Метод педагогического стимулирования. 1 Включает поощрение и наказание. 1 Стимулирование всего положительного в жизни коллектива и преодоление негативного происходит через общественное мнение, которое привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований. 1
- Методика коллективных творческих дел (КТД). 3 Эффективна для развития самоуправления и его становления. 3
- Общественное поручение. 12 Вовлечение школьников в работу или активизация их деятельности возможна через просьбу, высказанную классным руководителем или директором. 1
Для организации школьного самоуправления также могут использоваться альтернативные выдвижение кандидатур на избрание руководителей органов самоуправления, инструктаж исполнителей решений органов самоуправления, голосование (тайное и открытое) и другие приёмы. 2