Некоторые методы определения ведущей руки у ребёнка:
- «Переплетение пальцев рук». 13 Ребенку предлагают сложить руки в замок. 13 У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. 3
- «Поза Наполеона». 13 Ребёнок складывает руки на уровне груди перед собой. 1 У правшей правая кисть руки лежит сверху. 1
- «Одновременные движения обеих рук». 1 Например, рисование геометрических фигур. 1 Как правило, линии, нарисованные ведущей рукой, более ровные, чёткие, сильнее и увереннее нажим карандаша. 1
- «Рисование». 1 Ребенку предлагают карандаш и листок бумаги. 1 Необходимо обратить внимание на то, в какую руку ребёнок взял карандаш. 1 Затем попросить его нарисовать два одинаковых рисунка разными руками, оценив качество каждого из них. 1
- «Открывание коробочек». 1 Ребенку предлагают маленькие шкатулки или коробочки из-под счётных палочек. 1 Для получения объективных результатов пробу следует провести несколько раз, обращая внимание, какой рукой ребёнок действует активнее, а какая рука играет вспомогательную функцию. 1
- «Строим колодец из деревянных палочек». 1 Ребенку даются палочки, из которых необходимо выстроить четырехугольник, затем доложить сверху второй и третий ряд. 1
- «Игра в мяч». 1 Необходимо использовать маленький резиновый или теннисный мячик. 1 Его можно бросать в определённую цель, например, в обруч, лежащий на полу, в кольцо с сеткой, в корзину. 1
- «Вырезание ножницами». 1 Ребенку предлагается вырезать из цветного картона определённый рисунок. 1 Желательно, если он будет округлой формы (яблоко, мячик, солнышко). 1 Следует обратить внимание, в какой руке ребёнок держит картон, а в какой ножницы. 1
Некоторые методы определения ведущего глаза у ребёнка:
- «Моргание». 9 Ребенка просят моргнуть одним глазом. 9 Обычно закрывается неведущий глаз. 6
- «Подзорная труба». 9 Из плотного листа бумаги изготавливается «подзорная труба». 9 Ребенка просят посмотреть в трубу на какой-либо предмет. 9
- «В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см». 6 Держа лист на расстоянии 30–40 см, ребенок фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2–3 см от него. 6 При закрывании ведущего глаза предмет смещается. 6
- «В тёмной комнате ребенка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки». 6 Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). 6
Некоторые методы определения ведущего уха у ребёнка:
- «Часы». 9 На стол выкладываются часы. 9 Ребенку предлагается послушать тиканье часов. 9 Доминантным является ухо, которым ребенок прислушивается к часам. 9
- «Шепотная речь». 9 Экспериментатор что-то говорит ребенку шепотом. 9 При равенстве остроты слуха ребенок подставляет к говорящему ведущее ухо. 9