Методы оценки результатов профессиональной деятельности можно разделить на три группы: качественные, количественные и комбинированные. 4
Качественные методы проводятся в свободной форме, а результаты не считаются, а описываются. 4 Некоторые из них:
- Анкетирование. 4 Анкета представляет собой бланк с вопросами и полями для заполнения. 4 Для специалистов одного уровня используются одинаковые вопросы. 4
- Интервью. 4 Вопросы могут быть любыми. 4
- Наблюдение. 24 Например, наблюдение за проведением учебных занятий, занятий в рамках внеурочной деятельности, мероприятий воспитательного характера. 2
- Метод 360 градусов. 1 Работника оценивают он сам, коллеги, руководители, HR-менеджер и другие эксперты. 1
- Анализ результатов работы. 4
- Система произвольных характеристик. 4
- Моделирование. 4
- Матричный метод. 4 Совокупность демонстрируемых сотрудником качеств сравнивается с идеальной моделью работника для определённой должности. 2
Количественные методы основаны на проведении расчётов и дают более точную и объективную оценку. 1 Некоторые из них:
- Метод балльной оценки. 1 Выбирается временной период, за который проводится оценка, а также система баллов. 1 За каждое успешно выполненное задание персоналу присваивается соответствующее число баллов. 1
- Метод рангов. 1 По итогам выполнения конкретного задания или выполненных заданий за отчётный период строится рейтинг сотрудников. 1
- Метод свободной балльно-рейтинговой оценки. 1 По итогам выполнения заданий работникам присваивается определённое количество баллов, которые суммируются и строится рейтинг работников. 1
- Анализ ключевых показателей эффективности (KPI). 14 Шкала для сравнения разрабатывается руководителями внутри организации. 4 Благодаря их анализу отслеживается качество выполнения работы как отдельных сотрудников, так и всего коллектива. 4
Комбинированные методы объединяют количественные и качественные подходы, позволяют анализировать работу сотрудников с разных сторон и сводят к минимуму субъективность во время оценки. 3 Некоторые из них:
- Ассессмент-центр. 34 Комплексный метод, включающий ролевые и деловые игры, интервью и другие задания, которые дают объективную и структурированную оценку сотрудников или кандидатов. 3
- Метод суммы оценок. 3 Основан на анализе всех ключевых характеристик, важных для конкретной должности. 3 Согласно этому методу нужно оценить сотрудника по всем важным параметрам и посчитать «средний балл». 3 А полученное значение — сравнить с эталонным показателем («идеалом»). 3
- Система группировки. 3 Применяется для ранжирования сотрудников по уровню их эффективности. 3 Все работники делятся на несколько групп — от наиболее слабых до лидеров. 3