Некоторые методы оценки креативности у детей и взрослых:
- Тест Элиса Пола Торренса. 12 Он состоит из трёх частей, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. 1 Оценка результатов происходит по критериям беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей. 1
- Задание «Спросить и угадать». 4 Направлено на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. 4 При его выполнении нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации и попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (её причины) и что произойдёт в дальнейшем (последствия). 4
- Задание «Усовершенствование игрушки». 4 Одно из наиболее сложных и показательных наблюдений, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности. 4
- Задание «Необычное использование». 4 Модификация теста Гилфорда. 4 В этом задании испытуемым бывает трудно уйти от тривиальных ответов, например, предложить использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать предметы. 4
Также для определения общего уровня креативности можно использовать опросники. 12 Например, опросник, который включает ряд утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться. 2 Количество баллов от 0 до 5 соответствует низкому уровню креативности, от 6 до 9 — среднему, от 10 до 15 — высокому. 2
Выбор метода оценки креативности зависит от целей и условий исследования.