В товароведении существуют объективные и субъективные методы оценки качества товаров. 24
Объективные методы обеспечивают достоверную оценку с использованием измерительного оборудования и точных расчётов. 2 Некоторые из них:
- Расчётный. 25 Показатели качества определяют с использованием математических формул и данных, полученных опытным путём. 2 Метод применяют на стадии проектирования продукции, чтобы проанализировать производительность, прочность, мощность изделия, определить его эстетические и эргономические характеристики. 2
- Регистрационный. 2 Трудоёмкий метод, который базируется на данных наблюдений за объектом и фиксации определённых событий. 2 Так определяют экономичность, технологичность, унификацию изделия, а также выявляют процент брака и долю отказов изделия во время испытаний. 2
- Измерительный. 25 Для оценки используют измерительные приборы и средства. 2 Метод позволяет определить параметры изделия: вес, скорость, температуру. 2 Преимущество метода — точность и объективность. 2
Субъективные методы подразумевают малодостоверную оценку, основанную на предпочтениях потребителя. 2 Некоторые из них:
- Органолептический. 2 Оценка качества с использованием органов чувств. 2 Позволяет оценить внешний вид изделия, вкус и запах, равномерность покрытия. 2 Применяют, когда нельзя использовать объективные методы. 2
- Экспертный. 2 Базируется на мнении квалифицированных экспертов. 2 Результаты оценки зависят от профессионализма специалистов. 2 Применяют, если показатели нельзя измерить с помощью объективных методов оценки, либо когда нужно учесть очень много параметров. 2
- Социологический. 2 Предполагает анализ потребительских мнений. 2 Позволяет определить качество продукции, опираясь на потребительские характеристики товара. 2 Обычно для этой цели используют анкетирование покупателей, тестирование в фокус-группах. 2
Выбор оптимального метода зависит от задачи оценки, этапа производства, вида оцениваемого товара (категории, класса) и возможности проведения того или иного исследования. 4