Некоторые методы обучения владению смычком для скрипачей:
- Свободное уравновешивание смычка в пальцах. 1 Ученик должен научиться удерживать смычок сначала в вертикальном положении, а затем наклонять его в игровое положение. 1
- Облегчение веса смычка. 1 Для этого ученик держит руку со смычком над струной и, плавно приблизив смычок к струне круговым движением, проводит им по струне, не останавливая в момент прикосновения. 1 Сначала звуки извлекаются движением смычка вниз, а затем таким же способом вверх: первое время — вблизи колодки, позже — в других точках нижней половины смычка. 1
- Зрительный контроль за движениями смычка. 3 Например, ученик исполняет пьесу Т. Зебряк «Гром» сначала в середине смычка, затем в верхней и нижней части. 3 При этом педагог побуждает ученика следить за тем, чтобы смычок не выходил из необходимой зоны. 3
- Исполнение музыкального отрывка обратным штрихом. 4 Сильная доля играется вверх смычком, а слабая — вниз. 4 Так ученик сравнивает на слух и мышечные ощущения различные артикуляционные выражения одной и той же мелодической последовательности и привыкает контролировать и управлять ими, выравнивая силу звучания. 4
- Использование музыкальных произведений с триольным изложением штриха détaché. 4 Например, исполнение изучаемого произведения не простым штрихом détaché, а в триольном варианте. 4
Выбор метода обучения зависит от индивидуальных особенностей ученика и целей педагога.