Некоторые методы обучения русскому языку для иностранцев с использованием суффиксального словообразования:
- Сравнение разных слов с одним и тем же суффиксом с точки зрения их строения и семантики. 1 Например, сравнение слов «водитель, учитель, строитель, преподаватель», выделение в них общего элемента и объяснение, какое значение он придаёт всем этим словам. 1
- Образование слов с заданными суффиксами. 1 Например, образование от существительных «танк, велосипед, трактор, такси» слов со значением «лицо, управляющее транспортным средством» с помощью суффикса «-ист-». 1
- Морфемный разбор слова по схеме. 1 Например, нахождение в цепочке слов тех, которые соответствуют указанной схеме, и объяснение их значения. 1
- Сравнение омонимичных суффиксов и формулировка выводов, касающихся их значения и употребления в речи. 1 Например, сравнение слов «грузчик, лётчик, заказчик» со словами «пальчик, стульчик, альбомчик» и объяснение, одинаков или разное значение имеет суффикс «-чик-» в этих словах. 1
- Образование от данных слов слов с суффиксами субъективной оценки. 1 Например, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами от слов: книга, шоколад, стол, банка, собака, кот, кошка, попугай и др.. 1
- Поиск и объяснение функций в тексте слов с суффиксами субъективной оценки. 1 Например: нахождение в тексте слова с суффиксами субъективной оценки, которые употреблены неуместно, замена их нейтральными вариантами. 1
- Исправление ошибок в образовании слов с помощью суффиксов. 1
Также при обучении словообразованию можно использовать метод наблюдений и анализа языковых фактов, при котором иностранные студенты под руководством преподавателя вычленяют значимые морфемы, определяют их значение, обращают внимание на их взаимозависимость. 3