Некоторые методы обучения языку жестов позднооглохших детей:
- Коммуникативные книжки. 1 Это своеобразный «словарь» с фотографиями и картинками, которые относятся к жизни ребёнка. 1 Также могут содержать записи разговоров на повседневные темы. 1 С помощью картинок можно выстраивать полноценные фразы. 1
- Система жестов. 1 Предполагает использование естественных жестов, которые все осваивают, живя в определённой культуре, а также различные жестовые программы. 1 Системы жестов могут использоваться как вспомогательная программа (жестовый язык используется одновременно с речью, а когда появляется чёткая речь, то жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь. 1
- Коммуникаторы с синтезатором речи. 1 Самые простые устройства производят одно сообщение при нажатии на кнопку. 1 Такое устройство позволяет дать неговорящим детям «голос». 1
- Интерактивные коммуникационные доски. 1 Представляют собой визуальные символы, которые организованы по определённым темам. 1 Доски могут быть разного формата в зависимости от той ситуации, в которой они требуются. 1
- Карточки PECS. 1 Система, которая предполагает обмен карточек, подходит для большинства детей, у которых есть проблемы с общением и речью. 1 С помощью карточки ребёнок сообщает о какой-то своей просьбе, высказывает мнение по поводу определённого события, отвечает на вопрос и т. д.. 1
Важно понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и методики коррекционной работы должны подбираться на основании каждого конкретного случая. 4