Некоторые методы обучения чтению глухонемых людей:
- Глобальное чтение. 1 Ребёнок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. 1 Графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, предметом. 1
- Чтение слов. 1 Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями. 1 Сначала таблички к игрушкам или картинкам подкладывают сами, говоря, что на них написано. 1 Затем предлагают ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. 1
- Понимание письменных инструкций. 1 На занятиях используют таблички со словами-поручениями. 1 Например, на физкультурных занятиях — «иди, беги», на занятиях по обучению действиям с предметами — «надень, сними, покажи» и так далее. 1
- Чтение предложений. 1 Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия. 1
- Репродуктивные методы. 2 Помогают уяснить содержание прочитанного. 2 К ним относят подбор картинок, предварительное рассказывание, демонстрацию действий, повторное чтение с драматизацией, выяснение понимания по вопросам, зарисовки. 2
- Проблемные методы. 2 Предлагается вставить пропущенные слова, вставить недостающие буквы в контрольные слова, заменить картинки словами, заменить слово известным синонимом и другое. 2
- Творческие методы. 2 Используются, когда текст уже хорошо проработан. 2 Детям задают вопросы для выяснения предшествующих и последующих событий, то есть для придумывания всего, что может быть за пределами описанных событий. 2
Выбор методов зависит от возможностей и целей обучения.