Некоторые методы обучения альтернативной коммуникации людей с ограниченными возможностями:
- Тактильно-кинестетическая система коммуникации. 1 Используются направление взгляда, вокализации, мимика, телодвижения, тактильные контакты (контактные жесты, прикосновения). 1
- Коммуникация при помощи предметов. 1 Подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения. 1 В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни. 1
- Коммуникация с помощью фотографий и изображений. 1 При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребёнка либо используются наборы картинок. 1
- Коммуникация с помощью графических символов, пиктограмм. 1 Включает такие символы-изображения, как PECS, Блисс-система, символы Виджит, словесные кубики Примака, коммуникативные символы в виде картинок. 1
- Система «Макатон». 1 Языковая программа, которая способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счёт использования жестов и символов совместно с речью. 1
- Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (электронных). 1 Используются индивидуальные «говорящие» кнопки, речевые тренажёры и т. д.. 1 При нажатии на них воспроизводятся заранее записанные фразы и слова. 1
- Обучение глобальному чтению. 2 Направлено на развитие у детей с ОВЗ импрессивной речи. 2 Эта система способствует развитию мышления ещё до овладения ребёнком произношения. 2
При выборе методики альтернативной коммуникации необходим индивидуальный подход к человеку с ограниченными возможностями. 2