Для коррекции нарушений обозначения мягкости согласных у школьников используют различные методы, среди них:
- Подготовка органов артикуляции. 2 Если нарушение вызвано высоким мышечным тонусом спинки языка, проводят расслабляющий массаж и артикуляционную гимнастику. 2 При слабости мышц языка, наоборот, применяют активизирующий логопедический массаж и упражнения. 2 Также уделяют внимание развитию мягкой моторики и речевого дыхания. 2
- Коррекция фонематических процессов. 2 Ребёнку объясняют отличия между твёрдыми и мягкими согласными, обыгрывают основные отличительные признаки звуков. 2 Используют упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работу с парными картинками на смешиваемые звуки. 2
- Выработка правильных артикуляционных укладов. 2 Для постановки звуков применяют приёмы по подражанию и объяснению, механический способ. 2 Разные авторы предлагают различную последовательность отработки звуков при дефекте смягчения. 2
- Использование игр. 1 Например, «Паровозик», где дети закрашивают «вагончики», определяя твёрдость или мягкость согласных, или «Покажи нужный домик», где дети определяют твёрдость или мягкость первого звука и поднимают соответствующую карточку. 1
Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях. 3 Индивидуальный маршрут зависит от вида нарушения. 2