Некоторые методы генерации новых идей в креативных командах:
Шесть шляп мышления. 1 Продвинутая версия классического мозгового штурма. 1 Позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие. 1 Каждый участник попеременно «надевает» одну из шляп, то есть обдумывает проблему под одним из шести углов: 1
Синяя шляпа. 1 Её примеряет только один участник — модератор. 1 Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги. 1
Белая шляпа. 1 Отвечает за аналитическое осмысление проблемы. 1 Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию. 1
Красная шляпа. 1 Даёт возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам её решения, а также позволяет включить интуицию. 1
Чёрная шляпа. 1 Предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. 1 Участники обсуждают её негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения. 1
Жёлтая шляпа. 1 Отвечает за оптимистическую сторону проблемы. 1 Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности. 1
Зелёная шляпа. 1 В этом режиме предполагается генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи. 1
Метод Уолта Диснея. 1 Нужно посмотреть на проблему с трёх разных точек зрения. 1 Последовательно перевоплотиться в каждую из ролей: мечтатель (придумывать самые безумные идеи), реалист (рассматривать замыслы мечтателя с точки зрения текущих возможностей), критик (анализировать идеи, выявлять слабые места и ошибки). 1
Мозговой штурм. 14 Позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. 1 Существует три этапа мозгового штурма: подготовительный (участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего), генерация идей (каждый из участников придумывает как можно больше идей), оценка идей (на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные — отбрасываются). 1
Метод SCAMPER. 2 В основе этой методики лежит перечень изменений, с помощью которых можно улучшить тот или иной объект. 5 Необходимо последовательно обсудить каждую из возможностей в рамках конкретной задачи. 5