Некоторые методы эффективного проведения дискуссий в образовательных группах:
- «Круглый стол». 14 Учеников делят на группы примерно по 5 человек, где каждый по очереди может высказать своё мнение. 1
- «Заседание экспертной группы». 14 Ученики самостоятельно обсуждают поставленный вопрос, после чего выбирают одного человека (эксперта), который будет говорить от имени своего коллектива. 1 Далее эксперты со всех групп собираются за одним столом и высказываются по теме дискуссии. 1
- «Форум». 14 Выбирают группу учеников, которые будут обсуждать вопрос со своими одноклассниками. 1
- «Дебаты». 14 Ученики с одинаковым взглядом на ситуацию объединяются в одну группу. 1 После этого происходит выступление представителей от разных сторон. 1 Дальше любой желающий может высказать своё мнение или задать одноклассникам вопрос. 1
- «Судебное заседание». 14 Диалог строится по схеме рассмотрения дела. 1
- «Перекрёстная дискуссия». 1 Помогает развить критическое мышление. 1 Для этой формы обсуждения выбирают тему, в которой будет две «стороны медали». 1 Сначала ученики работают самостоятельно: записывают доводы в пользу своей точки зрения. 1 После этого обучающихся делят на две группы (по мнениям). 1 Каждый коллектив совместно составляет список аргументов в поддержку общего мнения. 1 Далее обсуждение строится так: первая группа высказывает свой довод, а вторая должна его опровергнуть и перекрыть своим аргументом. 1
- «Аквариум». 24 Делается упор на сам процесс представления точки зрения, её аргументации. 2 Включённость всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. 2
Форму проведения дискуссии выбирает педагог, в зависимости от поставленных образовательных задач и дискуссионных способностей учащихся. 2