Несколько методов, которые могут помочь улучшить слуховую память при написании диктантов:
- Упражнение «Числовой ряд». 3 Нужно произнести последовательность из 6–8 чисел, а затем попросить ученика повторить её. 3 Для усложнения задачи можно попросить учащегося повторить последовательность с конца, назвать только чётные числа или такие, которые делятся на 3. 3
- Игра «Рассказ по цепочке». 3 Первый ученик называет слово, следующий за ним добавляет ещё одно, повторяя при этом сказанное ранее. 3 Постепенно цепочка удлиняется и усложняется, образуя связный рассказ. 3
- Аудирование. 3 Можно использовать аудиокниги или отрывки из радиоспектаклей. 3 Ученикам можно давать различные задания: составить план услышанного, сформулировать основные тезисы или ответить на заранее выданные вопросы. 3
- Игра «Фасовщик». 3 Нужно назвать цепочку из 8–10 слов, которые ученики должны по памяти разбить на смысловые группы. 3 Например, «Лошадь, сын, стол, отец, корова, собака, сестра, шкаф». 3 Затем нужно попросить учеников по памяти распределить эти слова по категориям «мебель», «домашние животные», «члены семьи». 3
- Упражнение «Найди фразу». 3 Нужно зачитать ученикам одну или несколько вырванных из контекста фраз и попросить запомнить. 3 Далее читать полный текст, а задача учеников — внимательно слушать и находить эти фразы. 3
Также для развития слуховой памяти можно использовать диктанты без предварительной подготовки. 1 В таком случае ученик вынужден сосредоточиться на каждом слове, анализируя его звучание и применяя орфографические правила. 1