Некоторые методы, которые могут помочь развить наблюдательность при анализе текстов:
- Упражнение «Найди слово». 1 Учащимся задают одно-три слова, которые нужно найти как можно быстрее в тексте. 1 Сначала слова показывают зрительно, в дальнейшем — на слух. 1
- Чтение с пропущенными окончаниями. 1 Решётка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. 1 При наложении решётки перекрываются отдельные участки текста. 1 Задача учащихся — мысленно восполнить перекрытые участки строки и восстановить текст. 1
- Работа с пословицами. 3 Учащимся предлагают выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить её смысл с позиции, полученной из текста информации. 3
- «Ярмарка вопросов». 3 Учащиеся получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?». 3
- Распознавание структуры материала. 4 Учащимся предлагают определить категории прочитанного материала (персонажи, обстановка, события, проблема, решение). 4
- Подведение итогов. 4 Учащимся нужно определить, что важно в прочитанном, и изложить это своими словами. 4
- Изучение стиля письма автора. 2 Стиль автора может включать выбор слов, формулировку и синтаксис, который представляет собой расположение слов в предложении. 2