Несколько методов для нахождения различий между двумя предметами:
- Сравнение по сути, а не по видимости. 2 Нужно определять, что есть предметы, а не как они выглядят. 2
- Поиск единства. 2 Для этого нужно найти общий род вещей, к которым принадлежат оба предмета. 2 Например, если сравниваются берёза и дуб, сначала нужно понять, что это деревья, а потом искать особенности, которые их отличают (разные листья, семена, условия и места произрастания). 2
- Осмотр одного фрагмента первого предмета. 2 Его нужно как можно чётче запомнить и потом посмотреть на тот же фрагмент второго предмета. 2 Обычно при таком сравнении взгляд улавливает различия. 2
- Вычитание одинаковых свойств. 2 Свойства нужно формализовать по группе «свойств» и параметру «уровень качества» в цифровом виде. 2 Чем ближе к нулю будет разница в параметрах «качества», тем меньше различие между объектами в группе «свойство». 2 И наоборот, чем больше будет разность в качестве, тем больше будет и различие. 2
Также для развития умения находить различия между предметами можно использовать специальные упражнения, например:
- «Назови противоположное». 1 Нужно как можно быстрее говорить противоположное тому, что произносит взрослый (большой — маленький, весёлый — грустный и т. д.). 1
- «Разноцветные ряды». 1 Нужно внимательно рассмотреть картинку, на которой изображено три ряда разнообразных предметов. 1 Затем перечислить эти предметы и назвать, какой цвет имеет каждый ряд. 1 После этого можно определить сходства и различия предметов. 1
- «Определи на ощупь». 1 В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). 1 Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки (длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.). 1