Для диагностики познавательных процессов у взрослых и детей используют различные тесты и методики. 12
Некоторые тесты для детей:
- «Вырежи фигуры» — для диагностики наглядно-действенного мышления у школьников от 3 до 6 лет. 12
- «Запомни и расставь точки» — для проверки объёма внимания. 12
- «Найди звук» — для проверки фонематического слуха. 12
- «Раздели на группы» — для диагностики образно-логического мышления. 12
- «Кому чего не достаёт?» — для психодиагностики мышления детей. 12
- «20 слов» — для оценки развития приёмов запоминания у детей от 7 до 16 лет. 12
- «Сравнение понятий» — для проверки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность. 12
Некоторые тесты для взрослых:
- «Анаграммы — 2011. Форма А» — для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей. 12
- «Заучивание слов по А. Р. Лурии» — для исследования процессов памяти. 12
- «Количественные отношения» — для оценки логического мышления. 12
- «Тест Мюнстенберга» — для проверки помехоустойчивости и избирательности внимания. 12
Для тренировки познавательных процессов используют, например, такие методы:
- Тактильная манипуляция и опознание фигур на ощупь. 1
- Проба Поппельрейтера — зрительное опознавание реальных, контурных и расфокусированных, зашумленных изображений. 1
- Восприятие объектов зрительно-пространственной переработки, например, контурная карта. 1
- Узнавание портретов известных лиц. 1
- Слуховое восприятие и оценка ритмических структур. 1
- Методика «Пиктограмма» — для выявления нарушений памяти. 1
Также для развития познавательных процессов у детей используют дидактические игры, которые активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. 5