Некоторые методы анализа ученических сочинений:
- Определение смысловой цельности высказывания. 1 Нужно выяснить, является ли сочинение ученика высказыванием на определённую тему, соответствует ли заголовок содержанию текста, реализуется ли в сочинении замысел говорящего. 1 Также следует разделить текст на смысловые части, определить микротему каждой из них, охарактеризовать структурную организацию текста, назвать все использованные учеником формальные средства связи, привести примеры. 1
- Определение типа речи. 1 Нужно указать, используются ли автором другие типы речи, с какой целью, составить типовую схему текста сочинения. 1
- Определение стиля текста. 1 Следует указать (с примерами) характерные для него языковые средства, прокомментировать недостатки с точки зрения реализации стилевых черт. 1
- Поиск и комментарий ошибок. 1 Нужно оценить работу в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся, написать рецензию на сочинение ученика. 1
Также существует психологический анализ школьных сочинений как средство диагностики личностных смыслов их автора. 4 Для этого используются приёмы художественной интерпретации текста, сложившиеся в рамках литературной семиотики. 4