Некоторые методологии ведения лекции, которые могут сделать её интересной для слушателей:
- Проблемная лекция. 24 Она опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путём постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. 2 Такой подход способствует совершенствованию навыков работы с полученной информацией и развитию логического мышления. 1
- Лекция-беседа. 2 Позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. 2
- Лекция-визуализация. 4 В ней важна определённая наглядная логика и ритм подачи учебного материала. 4 Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, а также цвет, графику. 4
- Лекция-пресс-конференция. 4 Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание обучающихся. 4
Некоторые способы, которые могут не подойти для ведения лекции:
- Лекция под диктовку. 3 Однообразная подача лекционного материала с листа вызывает скуку. 3 Чтобы избежать этого, рекомендуется предварительно подготовить тезисы лекции. 8
- Преобладание фактов, не связанных с темой занятия. 3 Анекдоты, байки, сообщения из социальных сетей и другой развлекательный контент могут стать неплохим иллюстративным материалом, но использовать их нужно умеренно. 3
- Лекция в слишком свободной форме. 3 Лектор быстро переходит от темы к теме, но в итоге распыляет внимание аудитории на множество фактов, цифр, мнений. 3
Выбор методологии ведения лекции зависит от целей и задач преподавателя, а также от конкретной аудитории.