Некоторые методики развития чувства музыкального ритма:
- Декламационный метод обучения. 1 Для понимания метрической пульсации используют слова, знакомые ученикам. 1 Например, предлагают двухсложные имена и определяют в них количество слогов и место ударения. 1
- Метод ритмослоговой системы. 1 Каждой ритмической единице соответствует определённое слоговое название (четвертная — «та», восьмые — «ти-ти» и пр.). 1 Это помогает быстро разучить любую ритмическую последовательность и переводить любые слова в ритм. 1
- Дирижирование. 1 Способствует ощущению метра, размера и такта. 1 Упражнения могут быть разными: ученик может петь и одновременно дирижировать, или учитель играет мелодию, а ученик дирижирует. 1
- Игра в ансамбле. 1 Приобщает учеников к достаточно сложным звучаниям, которые в сольном исполнении могут быть ещё недоступными. 1
- Использование метронома. 13 Занятия с метрономом помогают запомнить правильную длительность исполняемых нот и освоить новые ритмические комбинации. 3
- Чтение нот с листа. 14 Начинают с ритмического элемента: отбивают ритм исполняемого произведения путём хлопанья в ладоши, чтобы выработать точное воспроизведение ритма произведения. 1
- Музыкально-ритмическое воспитание стиля. 14 Выработка у учащихся ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля. 4
- Ритмические игры. 14 Например, приём «эхо», когда педагог хлопает в ладоши или играет мелодию, а ученику необходимо воспроизвести ритмический рисунок. 14
- Подтекстовка. 1 Ритмическое чувство развивается благодаря выразительному словесному тексту, которому тоже характерен определённый ритм. 1
Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависят от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от степени его развития и обучения. 4