Некоторые методики обучения скорочтению на разных возрастных этапах:
Для детей: 2
- «Лабиринты». 2 Ребёнок должен дойти до цели, следя за дорожкой только глазами. 2 Это поможет научиться не отвлекаться и концентрироваться на задаче. 2
- «Следи за строкой». 7 Во время чтения ребёнок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. 7 Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад. 7
- Метод Палагина. 2 После прочтения абзаца или отрывка нужно делать паузу и представлять прочитанное в виде образов и ассоциаций. 2 Затем следует пересказать отрывок своими словами. 2 Такая методика помогает быстрее научиться переводить текст из кратковременной памяти в долговременную. 2
- «Посчитай слова». 2 Ребёнок находит любое слово в тексте и считает, сколько раз на странице оно встречается. 2 Это упражнение на внимательность и умение сосредотачиваться. 2
Для взрослых: 18
- Непрерывное чтение. 1 Прочитав предложение или абзац, нужно зафиксировать его во внимании, при необходимости сделать небольшую паузу для осмысления прочитанной информации, после чего сразу же продолжить чтение, без дальнейших возвратов к прочитанному. 1
- Клиновидные таблицы. 14 В ходе работы с таблицей нужно читать боковые цифры в каждой строке, удерживая свой взгляд в центре, двигаясь глазами только сверху вниз. 1 Такие тренировки расширяют поле зрения по горизонтали. 1
- Таблицы Шульте. 14 Регулярные занятия с такими таблицами помогут не только расширить зрительные поля, но и научиться концентрации внимания, параллельному восприятию информации. 1
- Чтение по диагонали. 15 Нужно мысленно провести через страницу диагональную линию, соединив ею левый верхний и правый нижний углы. 1 Затем читать, двигая взгляд именно по этой диагонали, стремясь при этом охватить зрением одновременно максимальное количество слов. 1
Также для обучения скорочтению можно использовать специальные тексты-тренажёры: с пропущенными буквами, развёрнутые на 90 или 180 градусов, с разорванными и сдвинутыми строчками, полосками, решёткой или другими «шумовыми помехами». 3
Выбор методики зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека.