Некоторые методики обучения произношению маленьких детей:
- Артикуляционная гимнастика. 1 Включает упражнения для разминки губ и языка. 1 Например, «Рупор» (широко открыть рот и произнести звук «а»), «Трубочка» (максимально вытянуть губы вперёд и произнести звук «у»), «Улыбочка» (растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их) и другие. 1
- Постановка звука по подражанию. 2 Обучение основано на подражании детьми речи воспитателя, чёткому произношению звука. 2 Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряжённо, чем обычно. 4
- Объяснение артикуляции. 2 Детям объясняют положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. 2 Даётся образец, который дети повторяют индивидуально, сначала те, кто произносит его хорошо, а затем те, у кого наблюдаются недостатки. 2 Наконец звук повторяют все хором. 2
- Упражнения на формирование фонематического восприятия. 3 Например, подобрать слова с нужным звуком, подобрать слова так, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова. 3
- Игры на звукопроизношение. 2 Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолёта, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и другие. 2
- Задания на составление чистоговорок. 4 Например, «бы-бы-бы — идёт дым из трубы», «за-за-за — к нам идёт коза» и другие. 4
Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются лёгкие в артикуляционном отношении согласные. 4