Некоторые методики обучения дактильной речи:
- Использование наглядных пособий. 2 На занятии в качестве демонстрационного материала используют карточки с изображением букв русского алфавита и дактильных букв. 2 Обучающиеся должны чётко соотносить графическое изображение буквы с её дактильным обозначением. 2 Также необходимы наборы предметных картинок с надписями печатными буквами и буквами дактильного алфавита. 2
- Демонстрация дактильных знаков и их сочетаний. 2 На начальном этапе обучения показ дактильных знаков производится кистью правой руки, впоследствии подключается и левая рука. 2 Дактилемы показываются синхронно двумя руками с различной скоростью с целью развития точных согласованных движений. 2
- Артикуляция. 2 Сурдопедагог чётко артикулирует всё, что он демонстрирует и произносит на протяжении всего занятия. 2 Артикуляция не должна быть утрированной, рекомендован несколько замедленный темп и спокойная правильная чёткая синхронная артикуляция. 2
- Введение слогов, слов, фраз. 2 Они вводятся постепенно, по мере усвоения дактильных знаков. 2 Например, дети «читают» короткие тематические дактильные диктанты, когда сурдопедагог дактильно показывает слова, а дети визуально считывают, произносят устно, повторяют дактильно и, возможно, дублируют названия в жестовом эквиваленте. 2
- Работа с разрезной дактильной азбукой. 5 Сначала педагог раздает детям конверты только с теми дактилемами, которые входят в состав отрабатываемого слова. 5 Например, учитель показывает неслышащим ученикам игрушку или картинку, под его руководством дети дактилируют её название, затем дактилируют слово самостоятельно. 5 Далее ученики складывают слово из дактилем, которые учитель поместил в конверты. 5 Постепенно школьники переходят к работе со всей разрезной дактильной азбукой. 5 Они выполняют упражнения на составление слов, на дополнение пропущенных дактилем в словах и т. д.. 5
- Знакомство с обычной буквенной азбукой. 5 Для помощи учитель использует таблицу, на которой дактильные знаки воспроизведены в сочетании с печатными буквами русского алфавита. 5 При составлении слов из обычной азбуки дети опираются на эту таблицу. 5 В процессе упражнений ученики учатся соотносить дактилемы с соответствующими графемами. 5
Выбор методики обучения зависит от контингента детей, их возраста, состояния слуха и других факторов. 2