Некоторые методики для выявления талантов у школьников в области изобразительного искусства:
- «Свободный рисунок» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Л. Ю. Субботина). 3 Методика направлена на определение уровня развития творческого воображения, способности реализовывать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунок). 3 Ребёнку нужно в течение 4 минут придумать и нарисовать необычный предмет. 3
- «Скульптура» (автор — Р. С. Немов). 3 Диагностика направлена на изучение скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов, разработанности образов. 3 Ребёнку нужно из любого пластичного материала за определённое время вылепить поделку. 3
- «Что попало в сеть?». 12 Детям предлагают закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. 12 Затем нужно найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т. д.. 12
- «Геометрический человек». 12 Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». 12 Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. 12
- «Отыщи картинку». 1 Детям предъявляют цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. 1 Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. 1
- «Маэстро». 1 Детям предлагается поиграть в великих художников — стать маэстро живописи. 1 Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. 1 Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. 1
Для составления общей характеристики развития ребёнка необходимо использовать не менее 10–15 разных тестов, так как не существует универсальной методики. 2