Некоторые методические приёмы создания проблемной ситуации на уроке:
Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрения. nsportal.ru Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» проблемный вопрос: «Что спасёт мир?». pedsovet.su Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, что мир спасёт красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви. pedsovet.su
Предложение вопроса или задания, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей. pedsovet.su Пример: на уроке биологии предлагается вопрос: «Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и всё живое засыпает?». pedsovet.su
Предложение задания или примера, содержащего ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные. pedsovet.su Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. pedsovet.su
Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. sch28.ru
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. sch28.ru
Побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. sch28.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.