В педагогике нет общепринятой классификации методов обучения и воспитания. 1 Некоторые подходы к систематизации:
По дидактическим задачам. 12 Методы могут быть нацелены на развитие творческих способностей, усвоение знаний, их проверку или закрепление, тренировку практических навыков. 1
По каналу коммуникации. 1 Методы обучения и воспитания делятся на наглядные (просмотр учебных фильмов и роликов, инфографики, иллюстраций), словесные (от чтения и конспектирования учебников до семинаров, лекций), практические (лабораторные и практические работы, дидактическая игра). 1
По характеру познавательной активности учеников. 1 Методы обучения могут быть информационно-рецептивными (учитель выдаёт информацию, учащиеся принимают), репродуктивными (если ученик повторяет действия за учителем), эвристическими (когда учащиеся решают отдельные задачи, на которые учитель разбил крупную проблему), исследовательскими (при котором ученики решают новые задачи самостоятельно), методами проблемного изложения (если учитель формулирует проблему и намечает пошаговый план её решения). 1
По логике изложения и восприятия. 1 Образовательный процесс можно выстраивать индуктивно (от изложения лектором конкретных фактов к общим положениям, либо посредством решения учениками задач, которые приводят их к общей формуле) или дедуктивно (сперва объясняются общие законы и абстрактные термины, а затем уже разбираются конкретные следствия из них; сначала теория, потом решение задач). 1
По концепции Ю. Бабанского. 12 В этой системе все методы воспитания и обучения попадают в одну из трёх категорий: 1
Также существует классификация методов воспитания в соответствии с характером влияния на учеников: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. 3