Некоторые формы профессионального общения между педагогами и учениками:
- Социально-ориентированное общение. 2 Педагог ведёт объяснение нового материала, используя такие формы, как лекция, доклад, ораторская речь и другие. 2
- Личностно-ориентированное общение. 2 Педагог работает с учеником один на один, например, проводит беседу с места. 2
- Внеклассные мероприятия. 3 К ним относятся, например, вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание. 3
Также выделяют несколько стилей педагогического общения: 1
- Авторитарный. 14 Педагог стремится к строгому контролю над учебным процессом и поведением учащихся, принимает решения без учёта их мнений. 1 Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. 23
- Демократический. 14 Педагог учитывает мнения и интересы учащихся, способствует развитию их самостоятельности и критического мышления. 1 Основные методы воздействия: побуждение, просьба, совет, рекомендация. 4
- Либеральный. 14 Педагог предоставляет учащимся большую свободу в принятии решений и самостоятельности в действиях. 1 Основные особенности: минимальный контроль и руководство со стороны педагога. 1
- Партнёрский. 1 Основан на принципах равенства, взаимного уважения и активного взаимодействия между педагогом и учащимися. 1 Стремление к совместной деятельности и обмену опытом. 1
- Авторитетный. 1 Педагог обладает высоким авторитетом среди учащихся и использует его для стимулирования учебной мотивации и поддержания дисциплины. 1 Взаимодействие строится на основе взаимного уважения и доверия. 1