Несколько эффективных методов вовлечения учеников в дискуссии на нравственные темы:
- Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса. 1 Нужно поставить вопрос, высказать своё мнение по нему, сообщить понятие или факты, касающиеся вопроса, поставить уточняющие и расширяющие тему вопросы, обсудить вопрос и дополнительные вопросы, разобрать аргументы и контраргументы. 1
- Рассказывание историй или притч. 2 Это поможет проиллюстрировать и дать представление о той или иной человеческой ценности. 2 В процессе рассказывания можно включать инсценировки, но преобладать должен живой обмен мнениями и диалог. 2
- Диспут. 5 Тема диспута должна быть актуальной, проблемной и стимулировать обмен мнениями. 5 Для её конкретизации нужно сформулировать чёткие вопросы для обсуждения. 5
- Ученические конференции. 5 Они проводятся как итог длительной исследовательской работы школьников. 5
При вовлечении учеников в дискуссии важно минимизировать назидательность, не превращать диалог в монолог учителя, проявлять интерес к мнению учеников и помогать им разобраться в предмете разговора наводящими вопросами. 3