В современной образовательной практике используются три типа стратегий смыслового чтения: 1
- Предтекстовые. 1 Применяются до знакомства с содержанием текста. 1 Такие стратегии ориентируют читателя, учат планировать текстовую деятельность, придают ей направление. 1 Некоторые приёмы: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы», «Рассечения вопроса». 2
- Текстовые. 1 Используются непосредственно во время чтения. 1 Связаны с восприятием текста и проверкой гипотез, выдвинутых во время предтекстовой работы. 1 Некоторые приёмы: «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение про себя с пометками» («Инсерт»). 23
- Послетекстовые. 1 Направлены на понимание смысла текста, объяснение его содержания. 1 Такие стратегии корректируют восприятие учеников, готовят к осознанному запоминанию и воспроизведению идей текста, например, пересказу или написанию сочинений. 1 Некоторые приёмы: «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». 34
Также выделяют аналитический (структурный), синтетический (интерпретационный) и критический (оценочный) способы чтения: 3
- Аналитический (от целого к частному). 3 Цель — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. 3
- Синтетический (от частного к целому). 3 Цель — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. 3
- Критический (оценочный). 3 Цель — оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним. 3