Несколько стратегий, которые можно использовать для развития навыков постановки вопросов у детей:
- Создание мотивации. 1 Важно дать ребёнку понять, что умение задать вопрос — это социально ценное действие. 12 Можно использовать, например, фрагмент из мультфильма, в котором персонаж проявляет любопытство. 1
- Знакомство с формами постановки вопросов и вопросительными словами. 12 Можно использовать мнемосимволы — графические образы объектов. 2 Они помогут детям легче запомнить вопросительные слова и предметы, о которых можно с их помощью спросить. 1
- Приведение примеров вопросительных предложений. 12 При этом ребёнок должен знать ответ на вопрос, который дают в качестве примера. 12 Желательно использовать для вопросов объекты, которые находятся в группе, либо актуальный опыт детей. 12
- Тренировка в самостоятельном формулировании вопросов разных видов. 12 Для этого можно использовать сюжетную картинку либо тему или игру, понятную детям. 15 Ребёнок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нём. 12
- Освоение форм вопросительных местоимений. 1 Детям нужно научиться выбирать подходящее для ситуации вопросительное местоимение, согласовывать его с другими словами в предложении, находить сходные по назначению или уточняющие вопросительные слова. 1
- Использование игр и упражнений. 2 Например, «Интервью». 2 Сначала необходимо познакомить детей с новыми словами — интервью, репортёр, респондент. 2 Затем обсуждаются возможные темы. 2 Сначала воспитатель берёт интервью у детей, потом — наоборот. 2
- Использование метода постановки цепочки вопросов. 15 Это несколько взаимосвязанных вопросов, которые целостно исследуют ситуацию, её действующих лиц, их действия, каким способом, в каких обстоятельствах, по какой причине или для чего. 15