По мнению Э. Ф. Зеера, в процессе профессионального становления педагога представлены четыре стадии: staviropk.ru
- Формирование профессиональных намерений — осознанный выбор профессии. staviropk.ru
- Профессиональная подготовка — освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование социально значимых и профессионально важных качеств. staviropk.ru
- Профессионализация — адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. staviropk.ru
- Мастерство — качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности. staviropk.ru
Также есть другая классификация, предложенная Е. А. Климовым, которая включает семь фаз профессионального становления педагога: moluch.ru
- Оптация — профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения). moluch.ru
- Адепт — освоение профессии, получение образования в той или иной области. moluch.ru
- Адаптация (привыкание) — первые шаги в профессиональной деятельности, освоение профессиональных норм и требований, технологии деятельности. moluch.ru
- Интернал — педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности. moluch.ru
- Мастер — педагог выделяется специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты. moluch.ru
- Авторитет — педагог становится известным в своём профессиональном кругу и за его пределами, успешно решает производственные задачи за счёт большого опыта. moluch.ru
- Наставничество — у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт. moluch.ru