Для достижения тематического единства текста используются разные средства связи предложений, которые можно разделить на три группы: 4
- Лексические средства связи: 4
- Слова одной тематической группы. 34 Например: «Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня». 3
- Лексический повтор. 34 Повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы. 3 Пример: «Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными». 3
- Синонимы и синонимические замены. 3 Замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. 3 Пример: «Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи». 3
- Антонимы. 3 Пример: «Недруг поддакивает. Друг спорит». 3
- Слова и словосочетания со значением логических связей предложений, а также резюмирующие слова, такие как «поэтому, в заключение, из этого следует» и другие. 13 Пример: «Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи». 3
- Морфологические средства связи: 4
- Местоимения. 45 Например: «Он, она, оно, они, этот, тот». 5
- Наречия. 45 Например: «Затем, тогда, здесь, там». 5
- Союзы. 45 Примеры: «и, но, потому что, хотя, если, когда». 5
- Частицы. 4
- Единство видо-временных форм глаголов (использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций). 4 Пример: «Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся». 2
- Синтаксические средства связи: 4
- Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания, вводные предложения и вставные конструкции). 4
- Синтаксический параллелизм — одинаковый порядок слов. 1 Пример: «Молодость — не порок. Зрелость — не недостаток». 1
- Парцелляция (деление) полного предложения на несколько неполных. 1 Пример: «Она осторожно помешала кашу. Попробовала, зачерпнув ложкой. Решила добавить немного соли». 1
- Использование неполных предложений. 1 Отличается от парцелляции тем, что неполные предложения нельзя объединить в одно. 1 Пример: «— О чём он спрашивал? — Об учёбе». 1
- Использование прямого и обратного порядка слов. 1 Пример: «Он не забудет этого никогда. Никогда не забудет того, что произошло сегодня». 1
Иногда к средствам связи предложений в тексте относят и стилистические средства — использование слов одного стиля. 4