Для образования и запоминания проверочных слов при изучении русского языка можно использовать следующие способы:
Для образования проверочных слов можно применять, например:
- Подбор однокоренного слова. 48 Можно использовать принцип «большой — маленький» (рога — рожки, река — речка), «скажи ласково» (звезда — звёздочка, пенёк — пень) или «изменение части речи» (кричать — крик, широкий — шире, голодать — голодный, холмистый — холм). 8
- Изменение формы слова. 48 Можно использовать приёмы «один — много» (волна — волны, окно — окна), «было — стало» (лепил — лепит, покормил — покормит) или «кто — кому — о ком» (моря — по морю, в лесу — о лесе). 8
- Подбор другой части речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. 4 Например, трава — травяной. 4
Для запоминания проверочных слов можно использовать, например:
- Метод ассоциаций. 59 Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. 5
- Этимологический анализ. 9 Помогает не только лучше усвоить значение слова, но и запомнить его правописание. 9
- Приём «усиление». 9 Слова, которые наиболее трудны для запоминания, необходимо распечатать крупным шрифтом и в них ярко выделить запоминаемую букву. 9
- Приём «выстраивание сюжета». 9 Основан на придумывании сюжета, «завязывая» в него несколько словарных слов. 9
- Использование карточек. 7 На одной стороне делается рисунок или записывается ассоциация со словарным словом, на обратной стороне — само слово с соблюдением норм орфографии. 7