Некоторые способы, которые можно использовать для развития навыков рассказывания у дошкольников:
- Беседа (диалог). www.defectologiya.pro Можно беседовать по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а также по картинкам. www.defectologiya.pro Вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. www.defectologiya.pro
- Чтение рассказов или сказок. www.defectologiya.pro Можно задавать вопросы по содержанию рассказа, чтобы выяснить понимание ребёнком причинно-следственных связей. www.defectologiya.pro
- Пересказ. www.defectologiya.pro Можно предлагать выборочный пересказ (пересказ определённого фрагмента), краткий пересказ (правильное передача основного содержания) или творческое рассказывание (дополнение прослушанного рассказа чем-то новым). www.defectologiya.pro
- Обучение рассказыванию по картинам. www.defectologiya.pro Можно придумывать название к картине или серии картин, играть в упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины, разыгрывать действия персонажей картины и так далее. www.defectologiya.pro
- Упражнения с деформированными предложениями. sch842zg.mskobr.ru Они помогают ребёнку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2–3 фразами. sch842zg.mskobr.ru
- Метод мнемотехники. sch842zg.mskobr.ru Это искусство запоминания с помощью картинок-схем. sch842zg.mskobr.ru
- Коллективное составление рассказа. solncesvet.ru Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. solncesvet.ru В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. solncesvet.ru
- Моделирование. solncesvet.ru ishdavletova-lenschvolodarka.edumsko.ru Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. solncesvet.ru
- Оценка детских монологов. solncesvet.ru Она направлена на анализ раскрытия ребёнком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. solncesvet.ru
Методика использования приёмов обучения рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, стоящих задач, уровня умений детей, их активности и самостоятельности. solncesvet.ru