Некоторые специфические условия функционирования городских и сельских школ:
Для городских школ характерны, например:
- Полный состав педагогов по образовательным областям. 1 В городских школах учитель ведёт преимущественно один предмет и специализируется в своей области. 1
- Материально-техническая база. 1 Школы города оснащены кабинетами в соответствии с преподаваемыми предметами, есть лаборатории для уроков физики и химии. 1
- Полные класс-комплекты. 1 В каждом кабинете размещается от 20 до 25–30 учеников. 1
- Разнообразие внеурочной деятельности. 1 Есть центры детского творчества и другие учреждения, где можно получить дополнительные знания. 1
Для сельских школ характерны, например:
- Малокомплектность. 14 Классы по параллелям наполняются 5–9 учениками, при вариантах в 1–2 ученика в случае удалённости школы от других населённых пунктов. 1
- Преподавание смежных предметов одним учителем. 1 Например, физик, параллельно ведущий химию, астрономию, биологию и географию. 1
- Сложности с материально-технической базой. 1 Часто совмещают актовый и спортивный залы, нет специально оборудованных лабораторий. 1
- Трудности с распределением учеников по направлениям внеурочной деятельности. 1 Сельскому учителю труднее распределить учеников по направлениям внеурочной деятельности. 1
- Специфические социальные условия. 3 Слаборазвитая социальная инфраструктура, изолированность, удалённость, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей. 3