Для обучения слепых пространственной ориентировке применяют различные методы, среди них:
- Тактильные методики. 1 Используют специально разработанные тактильные карты, модели зданий, схемы классов и маршрутов. 1 Это помогает развивать представления о пространстве и его элементах. 1
- Аудиальные методики. 1 Звук становится одним из главных ориентиров для слепых, он помогает воспринимать окружающее пространство и ориентироваться в нём. 1 Используют специальные упражнения, например, на определение источника звука, его направления и расстояния до него. 1
- Использование звуковых маяков и ультразвуковых датчиков. 1 Звуковые маяки используют в помещениях для обозначения важных объектов, например, дверей или лестниц. 1 Ультразвуковые устройства помогают определять препятствия на пути движения, сигнализируя звуком, когда объект находится слишком близко. 1
- Развитие моторных навыков. 1 Специальные упражнения на координацию движений, равновесие и развитие крупной моторики помогают лучше осознавать своё тело и его положение в пространстве. 1
- Метод маршрутов. 1 Слепых обучают запоминанию и повторению заранее установленных маршрутов внутри школы или вблизи неё. 1 Дети учатся запоминать ориентиры, такие как углы коридоров, двери, лестницы, и соотносить их с определёнными действиями, например, поворотами, остановками или изменением скорости передвижения. 1
- Создание поддерживающей образовательной среды. 1 В школах для слепых и слабовидящих школьников особое внимание уделяется созданию безопасного и удобного пространства для перемещения. 1 Тактильные дорожки, рельефные указатели и звуковые системы ориентации играют важную роль в облегчении самостоятельного передвижения. 1
- Использование белой трости. 1 Этот инструмент помогает слепым ориентироваться в пространстве, определять наличие препятствий и расстояние до объектов. 1
- Применение оптических средств коррекции. 2 Слепые с остаточным зрением могут учиться использовать такие оптические средства, как монокуляры, бинокли, подзорные трубы. 2