Некоторые современные методы обучения русскому языку, которые способствуют формированию гражданской идентичности:
- Социокультурный подход. 2 Предполагает знания о культурах разных народов, о человеческом обществе, о современном состоянии социума, в котором ученик развивается. 2
- Серия уроков «Энциклопедия одного слова». 2 Такие занятия не только способствуют формированию основ гражданской идентичности, но и развивают у учащихся языковое чутьё, интерес к предмету. 2
- Использование текстов с национально-культурным компонентом. 2 Через них дети знакомятся с национальными ценностями, памятниками старины, русскими умельцами. 5
- Работа с материальными (невербальными) объектами культуры. 2 Это может быть живопись, музыка, предметы национального быта и т. д.. 2
- Исследовательская деятельность. 5 Позволяет обучающимся включиться в активную деятельность по освоению новой для них роли гражданина на основе ценностного, эмоционального и деятельностного компонентов. 5
- Использование различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы. 1
- Применение технологий проблемно-ценностных дискуссий. 13 Акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем самоопределении. 1
- Применение проектной технологии. 3 Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременное формирование определённых личностных качеств. 3