Некоторые современные методы, которые можно использовать для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературы:
- Создание проблемных ситуаций. 3 Например, приём «Знаю — хочу узнать — узнал — научился». 3
- Задания «Верные–неверные утверждения». 3 Ученикам предлагают несколько утверждений по ещё не изученной теме. 3 Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. 3
- Упражнение «Прогнозирование». 3 Учащимся предлагают спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. 3
- Приём составления плана. 34 Позволяет глубоко осмыслить и понять текст. 4
- Приём составления граф-схемы. 34 Это способ моделирования логической структуры текста. 4
- Приём тезирования. 3 Предполагает формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 3
- Приём составления сводной таблицы. 3 Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 3
- Приём комментирования. 3 Является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 3
- Проектная и исследовательская деятельность. 34 Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся. 4
- Приём «письмо по кругу». 3 Каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против». 3
- Приём «интервью». 3
- Активное чтение. 3
- Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т. д.). 3