Несколько современных методов диагностики мотивации школьников, которые считаются эффективными:
- Методика «Направленность на оценку». 1 Подходит для 6–7 классов и позволяет определить, насколько важна для ученика школьная оценка. 1 Ребёнок должен ответить на предложенные вопросы, поставив рядом «+» («Да») или «–» («Нет»). 1
- Методика М. В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой. 2 Позволяет понять, чем руководствуются ученики, приходя в школу, и определить уровень мотивации детей. 2 Диагностика проводится в три этапа: на первом ученику даются карточки с утверждениями, на втором среди всех карточек нужно выбрать только семь самых важных, а на третьем — только три. 2
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основана на опроснике Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой). 2 Диагностику нужно проводить фронтально со всем классом или группами учеников с помощью психолога. 2 Для этого ученикам нужно заполнить анкету с утверждениями о том, как они обычно чувствуют себя на уроках в школе. 2 По результатам можно определить общий уровень мотивации, познавательной активности и мотивации достижений, а также выявить тех учеников, у которых учёба вызывает в основном отрицательные эмоции или провоцирует тревогу. 2
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. 4 Может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. 4 Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят. 4
Выбор метода зависит от конкретных задач и условий обучения.